МАНЕВРЫ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

В вертикальной плоскости выполняются такие фигуры, как спираль и горка.

Спираль

Спираль — это фигура, сочетающая вираж с подъемом или снижением (рис. 4.3).

Условия выполнения спирали можно выразить уравне­ниями:

Г, —GCOS0 (условие 0ПОД(0СН) = const); (1) Тх — G sin 0 — f — QBp (условие V = const); (2) г Е2

Т2 ——— — (условие /? = const). (3)

я Ясп

cos в

COS 7 *

Из приведенных уравнений можно определить:

радиус спирали #Cn=#nCos в;

время спирали = =0,64-^ .

Усп tg-r

Потребный шаг при выполнении восходящей спирали больше, чем на вираже, а при нисходящей — меньше.

Некоторыми особенностями отличается спираль на ре­жиме самовращсния несущих винтов. При вводе в спираль подъемная сила несущих винтов Ту уменьшается за счет создания крена, а вертикальная скорость возрастает. По­этому угол крена вертолета на спирали не должен быть более 15—20°. При вводе в спираль происходит увеличе­ние угла атаки несущих винтов и, как следствие, увеличе­ние запаса самовращения.

Горка

Горкой называется набор высоты с углом, превращаю­щим угол установившегося набора высоты. При выполне­нии горки набор высоты осуществляется за счет исполь­зования избыточной мощности и уменьшения скорости по­лета, т. е. за счет преобразования кинетической энергии в потенциальную.

Горку можно выполнять увеличением угла атаки несу­щих винтов (взятием ручки ППУ на себя) как без уве­личения общего шага несущих винтов, так и с одновремен­ным увеличением общего шага. Наибольшая высота при выполнении горки достигается при одновременном увели­чении общего шага и взятии ручки ППУ на себя. Пере­мещение органов управления должно быть плавным, с та­ким расчетом, чтобы изменение тангажа А# на 30° проис­ходило за время не менее 5 с. Резкое увеличение угла тангажа, возникающее при резком взятии ручки ППУ, приводит к выводу несущих винтов на углы атаки, приво­дящие к значительному срыву потока с концов лопастей в азимутах 270° ВНВ и HIIB, что неизбежно вызывает уменьшение общей тяги несущих винтов и ухудшение управляемости. Резкое увеличение общего шага также сопровождается увеличением тангажа, при этом несущие винты стремятся увеличить обороты. Автоматика двигате­лей, стремясь сохранить обороты в рабочих пределах, уменьшает подачу топлива, снижая обороты турбокомпрес­сора. Все это резко ухудшает вывод вертолета из горки.

Ввод вертолета в горку пеобуу имо выполнять на ско­ростях, близких к максимальным^! вывод — на скоростях, близких к минимальным на данной высоте полета (рис. 4.4).

Вывод из горки также должен выполняться плавно, примерно с тем же темпом, что и ввод. При этом необхо­димо помнить, что при резком уменьшении угла тангажа из-за наличия определенной приемистости двигателей мо­жет образоваться дефицит мощности, что приведет к уменьшению оборотов несущих винтов. Это способствует расширению зон срыва потока и уменьшению тяги несу­щих винтов, следовательно, уменьшению скорости меньше минимальной и переходу вертолета на снижение.

На рис. 4.5 показаны изменения основных параметров при выполнении горки с увеличением угла тангажа и одно­временным взятием общего шага.

Рис. 4.4. Схема сил и траектории при выполнении горки